Новый Альбом от Noize MC — Орфей & Эвридика (Хипхопера) (2018)
«Ты уже решил, зачем ты сюда пришёл?
Или же всё, как у всех? Тоже хочешь жить хорошо?»
Давайте будем честными: подобного рода проектов на музыкальной отечественной сцене было очень мало, буквально пересчитать по пальцам. Не будем брать в расчет моменты, когда музыканты выстраивают якобы «концепцию» просто из банальных вещей, добавив простой личностный рост, максимум, смену локаций и пару треков, вытекающих один из другого, но при этом без отрыва от основного продакшана т.е. по сути, только играют в какую-то концепцию, но при этом по отдельности их треки являются самостоятельными историями и понятны без других песен. От этого, знающие люди с большим ожиданием ждали оцифровку амбициозного проекта Ивана Алексеева, когда он единожды поставил так называемую «Хипхоперу», соединив древнегреческую историю с современными реалиями и актуальной музыкой, к тому же выстроив декорации, пригласив актеров и придумав драматический сюжет, отведя на второй план стандартный для себя стиль исполнения. Причем, сам музыкант честно признавался: перенести всю эту историю в рамки музыкального альбома оказалось куда сложнее, чем он думал. Нужно было не только сохранить атмосферу истории, но и проработать музыку, вокал, сделать так, чтобы это было интересно слушать и представлять без возможности видеть перед собой декорации, актеров и грим.
И если говорить про атмосферу, то опытному исполнителю удалось практически максимально передать все оттенки истории, единственное, что резало слух - заметное проседание некоторых композиций в оцифрованном обработанном виде, по сравнению с живыми записями. В остальном, все эти диалоги, новостные вставки и прочие шумовые эффекты типа телефонных звонков и «Вечернего Урганта» на заднем фоне, создавали нужную атмосферу, заметно вытаскивая на себе всю историю. В один момент начинаешь понимать, что если бы не все эти звуки, концепция получилась бы уничтожительно малой и несерьезной. Положительным моментом сыграла и богатая музыкальная аранжировка альбома — Noize MC отошел от привычных для себя гитар, разбавив историю большим количеством электронной музыки, сделав звучание максимально разнообразным. О положительном эффекте атмосферы, создаваемой звуковыми эффектами и хорошо сработанными инструментами можно судить по таким вещам на альбоме, как «Подписание контракта», «Камера, мотор!», «Романс» и «Всё это лишнее», которые привлекали именно своей музыкой и ощущением присутствия рядом, причем в этом плане, первые три отмеченные композиции в этом списке чуть ли не гениальны своей постановкой и реализмом.
Но к остальному есть вопросы. Почему нельзя было подобрать гостей поинтереснее? Если Олег Груз в роли Аида вышел ахуенным, то остальные персонажи не вызвали такого же удовольствия при прослушивании. Абсолютно ненужный здесь ST и неубедительный Maestro A-Sid вызывали в лучшем случае скуку, в худшем даже раздражение и желание перемотать трек, благо история увлекала, и не хотелось пропустить каких-то важных деталей. Вопросов к женской половине альбома нет, в прочем, как и особого восхищения. Единственное, хочется сказать спасибо Лейле, эмоции своего персонажа она смогла передать на отлично, недаром, один из самых сильных и запоминающихся треков на альбоме стал именно её сольник - «Всё это лишнее».
Рассуждая дальше, невольно начинаешь сравнивать эту работу с другим масштабным проектом отечественного хип-хопа исполнителя - «Горгород» Мирона Яновича, но здесь стоит отметить, что плагиата со стороны Ивана не было, реализация проекта действительно зародилась в голове музыканта до того, как Oxxymiron выпустил свой альбом. Но по иронии судьбы истории, рассказанные в двух альбомах в чём-то идентичны: они обе трагичные, они в той или иной степени затрагивают какие-то социальные темы, от которых и начинает развиваться конфликт, и они обе, что уж греха таить, делают из своих главных героев наивных жертв системы. Сильных, как и слабых сторон хватает и в той истории и в другой, поэтому это хочется оставить на стороне вкуса слушателя и его предпочтений, интересно в этом сравнении на самом деле другое, а именно смелость двух исполнителей трахнуть ожидания всех любителей хайпа и поддаться творческому порыву, сделать что-то уникальное, неожиданное и амбициозное. В этом плане невольно вспоминаешь пост на стене Мирона, где он подписал себя и Нойза, как «Godfathers», что хоть и выглядит забавно, но, возможно, действительно отражает картину реальных вещей в отечественном хип-хопе.
Что же имеем в итоге? Пожалуй, самый смелый, сложный и грандиозный проект в дискографии музыканта, который воспринимать нужно также должным образом, как аудио-послание, спектакль, эксперимент, нежели стандартный цифровой носитель, к которому мы так все привыкли. Именно из-за его концептуальности, цепочки сюжета, вытекающего из одного трека в другой, из этого альбома сложно что-то вытащить себе в плейлист или поделиться какой-то песней с друзьями — они не поймут. Похожие проблемы были и у «Горгорода», но там было меньше треков, а поэтому был сделан больший упор на их музыкальность, отсюда, как минимум 3-4 трека моментально стали хитами. Здесь же с хитами всё намного сложнее: да, можно выделить ряд приятных композиций, но они настолько жестоко привязаны к сюжету, что сложны для восприятия в не рамках альбома. Это проблема всех концептуальных пластинок, но в данном случае эта проблема максимальна, поскольку Noize MC записал, пожалуй, скорее аудиокнигу, нежели музыкальный полноценный релиз. «Орфей & Эвридика» станет самым непопулярным альбомом Ивана Алексеева, но при этом самым лирически богатым, сложным в исполнении и масштабным — проклятие всех творческих людей, которые действительно болеют своими идеями.
Похожая музыка — #alternative_hip_hop@iheartnine
▬▬▬▬▬▬▬
Царь Горы (2016) — https://vk.cc/5Zc9sK
Hard Reboot (2014) — https://vk.cc/5EWLqj
Неразбериха (2013) — https://vk.cc/5AVmks
Новый Альбом (2012) — https://vk.cc/87IQV9
Последний Альбом (2010) — https://vk.cc/6LybSQ
The Greatest Hits Vol. 1 (2008) — https://vk.cc/87IQxl